[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]



Все препятствия, кроме пер.Транспортный, пройдены впервые.
пик Ленина
участки маршрута:
1.Бишкек - Ош - Алайская долина.
2.Перевал Транспортный (1А, 4200).
3.Перевал “Ворота Нуры” (2А, 4800).
4.Переправа через Нуру.
5.Перевал “Четырех Мандаринов” (2Б 4700).
6.Траверс в.4812 (2Б).
7.Траверс пика Заря Востока (6349 3Б).
8.Перевал “Четырех ледопадов”, перевал Александра Зотова (3Б, 6015)
9.Пик Чорку (6283).
10.Перевал Маркансу (3А 5800).
11.Траверс пика 5917 (3А).
12.Спуск в Сарыташ.


фотографии:
1.Цветущие чукуры Алайской долины.
2.Вид с перевала Великий путь на Зарю Востока.
3.Вид с перевала Великий путь на пик Эркештам.
4.Сход снежной доски под пиком Эркештам.
5.Траверс пика Заря Востока.
6.Заря Востока. Вид с ледника Нура.
7.Заря Востока. Вид с ледника Восточный Кызылсу.
8.Дневка.
9.Ребро пика ТуркВО.
10.Южные отроги Заалайского хребта. Слева пик Чорку.
11.Вид на п.Ленина и Заалайский хребет с вершины 5917.
12.Пик Пограничников.



Неизвестный Памир.

отчет о горном походе VI к.с.
по восточной части Заалайского хребта
в июле – августе 2000 года.

Руководитель А. Новик

Маршрут: р.Карасу – пер.Транспортный (1А, 4200) – лед.Восточный Кызылсу – пер."Ворота Нуры" (2А, 4800) – пер."Четырех мандаринов" (2Б, 4700) – траверс в.4812 (2Б) – лед.Нура – траверс п.Заря Востока (3Б, 6349) – лед.Восточный Кызылсу – пер.Александра Зотова (3Б, 6015) – п.Чорку (6283, рад.) – пер.Маркансу (3А, 5800) – траверс п.5917 (3А) – пос.Сарыташ

Введение.

Восточной частью Заалайского хребта или Восточным Заалаем называтся участок хребта восточнее перевала Кызыл-Арт. Эти горы очень хорошо видны при въезде в Алайскую долину со спуска с перевала Талдык и от поселка Сарыташ. Отчетливо просматриваются наиболее замечательные вершины района: Заря Востока, Корумды, пик Пограничник.

Хребет несет значительное оледенение и по очертаниям напоминает участок Заалайского хребта восточнее пика Ленина. До лета 2000 года весь 70-километровый участок хребта оставался практически неисследованным, во всяком случае, достоверной информацией мы обладали только о походе В.Соколенко из Томска, сделавшего перед походом по центральной части Заалайского хребта акклиматизационное кольцо в районе лед. Пограничник (все перевалы кольца не сложнее 2А), кроме того, известно восхождение 1932 года на пик Маркансу (6013). Таким образом, путешествие планировалось как одно большое первопрохождение. Первоначально поход планировался на лето 1999 года, но по ряду причин его пришлось отложить.

Горы Восточного Заалая естественным образом делятся на два подрайона – окрестности ледника Нура и горы ледника Восточный Кызылсу и западнее. Горы ледника Нура, такие как Эркештам, Корумтортаг, 5715 более острые, чем их восточные соседи. Возможные подъемы на главный хребет с ледника Нура более крутые и требуют значительных технических усилий. Все имеющиеся здесь варианты – ледовые "тройки Б". Перевалы через главный хребет в районе ледника Восточный Кызылсу с более пологим подъемом с севера, в среднем несколько повыше и по характеру напоминают перевалы Заалайского хребта восточнее пика Ленина, такие как Кызыл-Агын, Советской Латвии, Единства и т. п. По-видимому, самым большим ледником Восточного Заалая является ледник Корумды. Почти все его притоки, стекающие с главного хребта, обрываются к Корумды ледопадами.

В длинных северных отрогах Восточной части Заалайского хребта множество не пройденных перевалов 1Б - 3А к.с. Большой интерес могут представлять восхождения на вершины северных отрогов, такие как пик Пограничник, в. 5468, пик Белый.

Хотя в большинстве долин Восточного Заалая отсутствуют тропы почти все они легко проходимы, за исключением притоков Нуры где возможны небольшие "пешеходные" сложности.

Климат района, вообще говоря, сухой и устойчивый, типичный для Памира. На высоте около 3000м средняя температура июля 14-15 градусов. На высоте более 5000м нужно быть готовым к морозам 15-20 градусов. В середине августа обычно имеет место двух - трехдневный период непогоды. Следует отметить, что в нашем походе наблюдалась устойчивая непогода, кроме того, местное население утверждает, что устойчивой хорошей погоды в горах не было уже 2 или 3 года.

Административно район принадлежит к Киргизии, в районе ледника Нура по главному хребту идет граница с Китаем, в районе Восточного Кызылсу с Таджикистаном. Обстановка спокойная и стабильная. Местное население сосредоточено на погранзаставах в Нуре и Бордобе. Для проезда в район необходим пропуск.


Бишкек - Ош - Алайская долина.

20.07. Ранним утром вылезаем из поезда. На вокзале встречаем литовцев, их спутников - поляков в Джамбуле ссадила казахская полиция, придравшись к оформлению виз. Чуть позже появляется представитель киргизской турфирмы с регистрацией, пропусками в Алайскую долину и авиабилетами в Ош. На такси едем в аэропорт. Дождавшись рейса, загружаемся в маленький Як-40. Он вскоре поднимается в воздух, под нами Киргизский хребет, примерно в середине пути пролетаем над зеркалом Токтогульского водохранилища. При посадке случается неприятный казус: заходя на посадку, самолет делает крутой вираж, и тут же по салону расползается густой запах газа, выйти из салона нельзя, дверь завалена нашими рюкзаками, свалившимися с багажных полок. Выпрыгиваем из запасного выхода и начинаем разбирать завал. Вокруг слышны слова “газовый баллон”, и на нас показывают пальцем, мы ждем неприятного разбирательства. Тут в дверях салона появляется невозмутимый пилот и лениво произносит: “А-аа, наверное, зажигалка”. “Да-да, конечно, она самая”, - быстро киваем мы и торопимся поскорее убраться из аэропорта. Все-таки гостеприимна памирская земля. Вечером в гостинице в забросочном мешке обнаруживаем пробитый балон.

21.07. Выехав в 8.00 на военном "козлике", быстро забрасывемся в Алайскую долину. Заезжаем на травянистые чукуры в среднее течение реки, ведущей к перевалу Транспортный. Здесь кругом цветы, моросит мелкий дождик. Оптимальный путь к леднику Восточный Кызылсу лежит через этот перевал. Машина уезжает, мы остаемся. Гор не видно, все затянуто облаками, но наш перевал хорошо просматривается – несложный осыпной склон, кое-где пятна снежников. У части группы жестокая горняшка, все-таки заехали на 3700. Время 15.00, так что сегодня мы еще успеем перенести часть груза под перевал. Все заранее настроены челночить, т.к. вес значительный. Наверх по водоразделу ручьев уходит старая дорога, видимо, она раньше вела к летовкам. Вдоль дороги повсюду места старых кошей. До перевала около 10-ти километров и примерно 500 метров набора по высоте. Проходим вверх 2 перехода. Ручей раздваивается; оставляем заброску в долине левого притока в 500 метрах выше стрелки, тщательно заваливаем ее камнями так как кругом полно сурков и уходим в лагерь. На сегодня вполне достаточно. Вечером тучи слегка растягивает и мы видим пик Заря Востока (6349) во всем его великолепии, пик Корумды (6613) по-прежнему в облаках.







Перевал Транспортный (1А, 4200).

Самый простой путь на ледник Восточный Кызыл-Су пролегает через перевал в северном отроге главного хребта, так как река из-под ледника Восточный Кызылсу течет в глубоком конгломератном каньоне. Подъем по долине р.Восточная Кызылсу неудобен из-за отсутствия воды. Перевал несложен – подъем с запада совсем пологий, спуск осыпной, довольно крутой и протяженный.

22.07. 1 день. Выходим в 10.00. Накрапывает дождик. 1-й переход проходим по вчерашней старой дороге, затем уходим с дороги, минуем стрелку ручьев и уходим в долину правого притока. 3-й переход идем по каменистому руслу ручья около воды, затем ставим лагерь на левом берегу ручья. Отсюда наш перевал Транспортный уже выглядит достаточно близким. В лагере обедаем, затем уходим за оставленной вчера частью груза. Выходим в 16.00, переваливаем водораздел ручьев и спускаемся вниз почти к стрелке. Водораздел наверху плоский, покрыт высохшей травой. Наверху много полярных маков, а на склонах долины трава густая и сочная, заросли цветущей дикой герани. Дорога до заброски заняла 1 час. Раскидываем камни, загружаемся и отправляемся обратно. Доходим до лагеря назад чуть больше, чем за час.

23.07. 2 день. Выходим в 8.00 с частью груза. Палатку оставляем стоять. За 1 переход поднимаемся вверх по правому борту ручья и доходим до конца старого моренного вала. Долина ручья остается справа по ходу. Мы уже у перевального взлета. Подъем на перевал проходим по осыпному склону с крупными камнями. За 1 переход доходим до конца взлета и оказываемся на гребне высокого моренного вала. До седловины перевала, которая замыкает осыпной цирк, доходим траверсом склона, это занимает еще 15 минут. Время 11.00. С перевала видна долина Восточного Кызылсу. Оставляем груз и уходим в лагерь. В 11.45 мы у палатки, обедаем. Снимаем лагерь и в 13.30. выходим наверх. Идем тем же путем; после первого перехода около 30 минут сидим под полиэтиленом на рюкзаках – налетел шквал, сильный дождь со снегом. Продолжаем движение, дождь то стихает, то начинается снова. На перевал выходим в 16.00. Еще на подъеме замечаем двух людей в ярких куртках, на перевал они выходят чуть позже нас, знакомимся. Это люди из команды английской экспедиции, о которой мы узнали еще в Москве. Они показывают нам путь к своему лагерю в кармане морены Восточного Кызылсу и уходят вниз. Спускаться надо не по долине, ведущей прямо вниз от перевала, а по следующей на юг, которая выведет выше по леднику. Обсуждаем дальнейшую стратегию действий. В результате оставляем груз, принесенный еще утром, лежать на перевале, а сами с бивуачным снаряжением идем вниз. Чтобы попасть в нужную долину, поднимаемся с седловины на небольшой отрожек. Седловина осыпная. За 15 минут спускаемся с перевала по крупной осыпи. Снова приходится сесть под полиэтилен – сильный дождь, ветер, град. Еще за 30 минут доходим по долине до кармана ледника и ставим лагерь около палаток англичан. Время 18.00. Попытку пообщаться с иностранцами прерывает дождь.

24.07. 3 день. Выходим в 8.00. Сегодня нам предстоит забрать заброску с перевала Транспортный. Проходим по карману до долины, непосредственно ведущей к седловине и начинаем подъем. Долина в нижней части узкая, приходится идти по ручью; в верхней части перед перевальным цирком долина расширяется. Подъем простой, по средней и мелкой осыпи. Уже на перевальном взлете нас накрывает снежный заряд. Выходим на седловину в 9.45, от лагеря шли 2 перехода. Забираем груз и спускаемся по вчерашнему маршруту. В 11.00 доходим до лагеря, отдыхаем и обедаем. В 14.00 выходим вверх по леднику с заброской третьего кольца. 1 человек остается в лагере. Все переодеваются в пластиковые ботинки, трекинги останутся в заброске. Идем по удобному левому карману, через 600 м начинаем пересекать ледник. Это тяжелое занятие – здесь высокие моренные холмы, разрывы, ледовые реки. Пересекаем ледник за 1 час 20 минут, затем около часа движемся вверх вдоль правого борта. Формируем заброску в камнях морены. Обратно пересекаем ледник уже ниже, напротив нашего лагеря. Это значительно легче и занимает 50 минут, хотя на леднике много грязевых озер. В 19.00 мы в лагере. Ужинаем, а затем пьем чай с англичанами. Они оказываются веселыми и компанейскими ребятами, рассказываем много историй, смеемся. Приятный вечер прерывает сильный дождь. Пора спать.


Перевал “Ворота Нуры” (2А, 4800).

Перевал “Ворота Нуры” соединяет ледник, стекающий с вершины 5368 на запад и ледник, стекающий с нее же на восток. Перевал несложный, но требует известной аккуратности при прохождении; западный и восточный склоны при большом количестве снега могут быть лавиноопасны. При прохождении реки, текущей с перевала на запад, а также конечной морены ледника могут возникнуть некоторые пешеходные трудности.
Перевал является очень логичным и простым путем с ледника Восточный Кызыл-Су на ледник Нура.

25.07. 4 день. Выход в 8.30. Поднимаемся на высокий гребень боковой морены и выходим на ледник. Пересекаем ледник в сторону долины правого притока. Делаем небольшой крюк вниз по леднику, при этом путь становится легче, единственное препятствие обширные пространства глубокой густой грязи. Первый привал на леднике, отсюда за 25 минут доходим до гребня правой боковой морены и спускаемся в карман. Здесь чудесное место – чистые ручьи бегут между причудливо разбросанными выветренными камнями. Мы прозвали это место "каменным лесом". Отдохнув, начинаем подъем по долине реки. Слева по ходу долину запирают высокие моренные валы, справа близко подходит склон. Местами приходится идти у самой воды. За 2 перехода от "каменного леса" доходим до места схода последнего моренного гребня. За ним начинается ледник. Здесь обедаем, т.к. еще хочется посидеть на морене, не выходя на ледник. Обедаем долго, не спешим, т.к. сегодня подниматься на перевал мы не будем, а подойти под взлет в перевальный цирк осталось меньше километра по леднику.Перевал выглядит весьма безобидно – классический склон 2А-2Б.Сушим вещи, впервые за много дней ясное солнце. После обеда проходим еще 300 метров по узкому, круто поднимающемуся вверх карману и выходим на ледник. Здесь недалеко есть удобные моренные площадки, до которых можно дойти не связываясь, на них мы ставим лагерь в 15.00. Чуть позже начинается пурга, сильный ветер.

26.07. 5 день. Утром надеваем системы и связываемся. Выходим в 8.30. Подъем вверх по леднику до подножия перевального взлета занимает 1 час, глубокая тропежка, снега очень много. В верхней части цирка есть трещины (открытые и закрытые). Начинаем подъем на перевал по краю осыпного склона с крупными камнями ( в левой части перевального склона) и снежного кулуара. В кулуар мы выходить не рискуем, он явно лавиноопасен, вдобавок в нем лежат остатки старого лавинного конуса. 30 минут поднимаемся вверх, затем в самом узком месте пересекаем кулуар направо. Дальше поднимаемся вверх по гребешку с отдельными выходами скал и камней. Все время глубина снега по колено и выше. На гребешке устраиваем привал. Еще один переход прямо вверх выводит нас под скальный зуб. Над зубом тропежка по пояс. Наш гребешок разделяет две седловины перевала, так что дальше вверх идти нецелесообразно, это слишком высоко. От зуба некоторое время идем прямо вверх, а затем траверсом направо выходим на седловину. На перевале оказываемся в 13.00. Тура нет, складываем свой и называем перевал "Ворота Нуры" (2А, 4800). У всей группы горняшка. Ставим лагерь, нам нужно переночевать на этой высоте, также мы хотим завтра сходить на вершину 5368, возвышающуюся справа над седловиной.

27.07. 6 день. С утра сидим в густом облаке, видимости вообще нет. Собираем лагерь и ждем погоду, возможно, нам удастся выйти на вершину. К 10.00 ничего не меняется, нам приходится начать спуск с седловины. Движемся в связках по левой части перевального склона. Из тумана выступают осыпные полосы – проходим под ними, чтобы не выскочить на лавиноопасные склоны. После второй полосы поворачиваем и быстро спускаемся со склона прямо вниз. Позже, когда появилась видимость, выяснилось, что мы нашли идеальный путь, избежав пересечения двух огромных снегосборников. По леднику приходится двигаться по компасу, строго на восток (видимость 30метров). В центре ледника много трещин, поэтому уходим к левому карману и идем по краю ледника. После привала спускаемся по небольшому сбросу вниз к полосе морены. На вершине сброса большие трещины, в одну из них ведущий проваливается с головой. На морене в месте слияния ветвей ледника обедаем. После обеда выходим вправо на ледовый лоб, некоторое время идем по нему, затем выходим в правый карман. Вскоре карман становится неудобным для движения, и мы возвращаемся на морену. После привала выходим к центральной реке ледника и идем по высокому моренному гребню справа от нее. Спускаемся с вала конечной морены к реке, вытекающей из-под ледника. Около реки сидим на травке, решаем идти вниз по ее правому берегу. Травянистые склоны бортов долины довольно круты, их пересекает множество мелких саев. Привал устраиваем на взгорке, с него видно устье долины. Начинается сильный дождь. Через 15 минут путь пересекает глубокий сай с крутыми бортами, приходится спуститься к самой воде. Стоим под камнем, с которого струями стекает вода. Часть группы уходит на разведку. Дальше путь простой, идем около воды, скоро на низкой террасе начинается тропа со старыми следами копыт. По тропе быстро доходим до места впадения нашей реки в Нуру и ставим палатку на травянистой площадке над стрелкой рек. Отсюда открывается удивительный вид вниз по долине на каньон Нуры и долину, куда нам предстоит подниматься. Идет сильный дождь.


Переправа через Нуру.

Река Нура, по всей видимости, вторая после Восточной Кызыл-Су водная артерия Восточного Заалая. Пешая переправа через нее представляется нам довольно рискованной. Оба борта долины изобилуют прижимами. Пешком долина, по-видимому, непроходима, хотя по ней с самого ледника идет хорошая конная тропа с многочисленными свежими следами подков. Наверное, долина используется пограничниками заставы “Нура” для регулярных дозоров.
Нура является своеобразным “теплым углом” вообще достаточно сурового Восточного Заалая. Здесь мы увидели единственную за весь поход арчу, в боковых долинах много цветов.

28.07. 7 день. Выходим в 8.30. От места стоянки вверх уходит тропа. Через 5 минут она подходит к реке. Очевидно, что ручей, который перед нами, не является главным руслом Нуры. Этот поток не составляет труда перейти по камням. Дальше тропа начинает подниматься наискосок вверх на высокий гребень старой боковой морены. Наверху мы оказываемся среди невысоких холмов старой морены, чуть выше видны ледовые гребни и разломы. Оставив рюкзаки на тропе, относим заброску чуть выше по леднику и прячем ее в камнях под высоким ледовым сбросом. Надеваем рюкзаки и идем вниз. Идти приятно, тропа петляет между холмов, на них растут отдельные пучки травы и цветов. Через 20 минут переходим каньон, круто спускающийся вправо, к основному руслу Нуры. В одном месте в борту каньона настоящая ледовая пещера, где из-под конгломерата выглядывает тело ледника. Минуем каньон, и через 5 минут ходьбы по тропе оказываемся у следующего. Наша тропа резко ныряет вниз. Спуск крутой, иногда непонятно, как по нему умудряются проводить лошадей. За 15 минут мы внизу. Перед нами бурный поток Нуры; в 500 метрах выше она вырывается из грота языка ледника. После дождей и снегопадов последних дней стоит большая вода. Течение бешено крутит осколки битого льда. Зрелище могучей реки угрожающее. Долго ищем место брода и обдумываем варианты. Соваться в воду нет никакого желания. В конце концов, здравый смысл и осторожность берут верх – мы решаем пройти над рекой по языку ледника. Недалеко от грота обедаем, затем начинаем подъем. По осыпи быстро доходим до льда и одеваем кошки. Высшая точка ледового гребня, где мы очутились, возвышается над рекой на 100 метров. С гребня спускаемся немного вправо по острому ледовому ножу. Первый идет с верхней страховкой, остальные спускаются со скользящей страховкой по закрепленной веревке. Последний спускается с нижней страховкой, выкручивая промежуточный бур. От ножа вниз вешаем веревку до небольшой полочки; с нее еще 2 веревки по ледовому склону. 1я веревка ведет вниз и чуть вбок еще на одну полку, 2я через нависающий козырек уже прямо вниз. Быстро спускаемся к реке под защиту ледового склона, т.к. справа по льду и осыпи постоянно летят камни. Не снимая касок, за 20 минут по правому берегу доходим до устья правого притока. Это наша долина; здесь делаем привал, расслабляемся, снимаем системы и каски. Дальше идем вдоль воды по левому берегу реки. Через 30 минут упираемся в непроходимый прижим и вылезаем наверх на террасу. Место удивительно красивое, терраса заросла густой травой и цветами. Находим чистый ручей и ставим лагерь в 18.00. Палатку ставим уже под начинающимся дождем. День был тяжелый, и по прямой от места вчерашней ночевки мы прошли не более 3 км. Весь день облачность, мелкий дождь.


Перевал “Четырех Мандаринов” (2Б 4700).

Перевал “Четырех мандаринов” соединяет правый приток Нуры, берущий начало в южном цирке пика Белый и восточную оконечность ледника Нура. Движение к перевалу начинается по долине правого притока Нуры. В нижней части долины на левом берегу прижим, который обходится поверху по травянистым террасам. Дальше следует на всем протяжении долины идти у самой воды. Перевал находится в длинном западном отроге вершины 4830.
N.B!!! На туристской схеме В.Ляпина допущена ошибка: узловая вершина имеет высоту не 4630, как на схеме, а ориентировочно 4830. Это видно даже при анализе горизонталей на карте, вершина примерно одной высоты с соседями в.4898 и в.4830. На местности это видно воочию.
Сам перевальный склон имеет перепад около 400 м, в западной части – опасность ледовых обвалов. При меньшем чем у нас количестве снега техническая сложность перевала может возрасти, однако физически прохождение станет очевидно легче. Спуск с перевала – короткий и некрутой осыпной склон.

29.07. 8 день. Утром просыпаемся в густом тумане, накрапывает дождь. Видимость не более 5 метров. Идти незнакомой и судя по всему не очень простой долиной не хочется. Решаем подождать погоды. На соседнем ручье слышится громкий шум – по нему сходит сель. Шум продолжается около 1,5 часов. После обеда облако немного поднимается, собираемся и выходим в 14.00. По нашей террасе нам удается пройти всего лишь 100 метров – мы упираемся в глубокий сай с отвесными стенками. По нему и сошел сель утром, еще более размыв русло. Спускаемся к реке, но даже здесь преодолеть сай не так просто – в устье сая лежит грязевой конус с камнями; под ногами все плывет. Вдоль воды проходим 1 переход, затем переходим левый приток по камням, минуем стрелку рек и продолжаем идти по берегу. Выше стрелки проходим несколько прижимов, их легко пройти около воды; некоторые приходится облезать невысоко над рекой. На привале начинается сильный дождь. От места привала проходим еще 15 минут, дождь только усиливается. Накрываемся полиэтиленом и решаем, что делать. Погода всех предыдущих дней не дает ни малейшего повода для оптимизма. Немного растягивает, мы продолжаем подниматься по долине. Перед нами старый моренный гребень, с которого стекает несколько потоков. Идем вдоль русла левой (ор.) реки. Поднимаемся до перегиба моренного гребня; здесь река входит в конгломератный каньон. Приходится вылезать наверх на террасу морены; здесь ландшафт резко меняется. Перед нами чудесные травянистые площадки с разбросанными крупными камнями. Отличное место для ночлега. Пересекаем бурную реку, левый приток реки, по которой мы поднимались, и ставим лагерь. Вид вокруг замечательный – впереди наш моренный вал круто обрывается к "сковороде", по ней течет река из цирка п.Белый. Направо наш вал выводит в левую ветвь ледника; решаем идти логичный перевал в ее верховьях. Вечер в нашем лагере великолепный – погода улучшается, и сквозь тучи впервые за долгое время пробивается солнце.

30.07. 9 день. Утром ясно, выходим в 8.30 в сторону перевала. Меньше, чем за 1 переход выходим по морене на открытый ледник. На привале связываемся и продолжаем подъем. За второй переход проходим перегиб ледника, открытый крутой лед обходим по камням морены, и выходим в верхний цирк ледника. Ледник закрывается, снега много, и сразу начинается глубокая тропежка. Небо практически безоблачное, перевал хорошо просматривается при ярком солнце. Под склонами перевала и цирка лежит множество лавинных конусов. На привале, не доходя до перевального взлета, обсуждаем оптимальный путь подъема. Подъем на перевал состоит из двух взлетов и небольшой террасы с бергшрундом, в верхней части крутизна склона около 45 0. Решаем идти по левой части взлета вдоль лавинного конуса, через небольшой перегиб выйти в верхнюю часть склона, а там двигаться вдоль скал. Правая часть перевального склона для подъема непригодна – над ней нависают сераки, под ними многочисленные следы обвалов. Начинаем подъем. В нижней части склона идем по краю лавинного конуса. Тропежка очень глубокая – местами по грудь, тропящий по несколько минут не может сдвинуться с места. Крутизна примерно 350. Перепад в 100 метров проходим за 1,5 часа. За перегибом идти становится немного лучше, быстро подходим к бергшрунду, в правой части он сильно разорван, в левой (у нас) перекрыт лавинным конусом. Проходим еще около 50 метров под скалы, первая связка начинает движение по скалам, скалы мокрые, довольно сильно разрушенные, ребята провоцируют небольшой камнепад. Понимаем, что это плохой путь. Первой связке приходится вернуться. Вешаем веревки вдоль скал по льду. Одна веревка по льду, затем еще две по ненадежному снегу, и последняя веревка – траверсом на перевальный гребень, самая низкая седловина в 50-ти метрах к западу. На перевал выходим в 14.00. Погода резко портится, быстро складываем тур. Называем перевал "4 мандарина" (2Б* 4700), с него отлично просматривается китайская территория. Спуск осыпной; траверсируем осыпной склон юго-западного цирка вершины 4830 на восток. Дует сильный ветер, укрывшись за большим камнем, обедаем. После обеда быстро траверсируем склон до пограничного с Китаем гребня и спускаемся по осыпи до широкой седловины простого перевала в Китай. Погода еще ухудшается, грохочет гром, очень сильный ветер. С низовий ледника Нура идет гроза. На перевале плотно спрессованный мелкий гравий; на нем ставим палатку. Называем перевал "Великий путь"(1Б 4600). Ветер все усиливается, начинает идти густой снег.


Траверс в.4812 (2Б).

Вообще-то говоря, траверс в.4812 планировался нами как подготовительный этап к восхождению на пик Эркештам. К сожалению, восхождение сорвалось, вместо него получилось полтора дня отсидки. Поэтому траверс выглядит, быть может не вполне логично, зато это было одно из красивейших мест за весь поход.

31.07. 10 день. Утро очень ясное, все вокруг видно на много километров. Много фотографируем. Морозно. От нашего перевала на юг уходит гребень, постепенно поворачивающий на запад, к вершине 4812. За вершиной гребень раздваивается – одна ветвь ведет на юго – восток, к склону п.Иркештам; вторая ветвь уходит на запад и спускается к леднику. Начинаем подъем по гребню, сегодня мы хотим подойти под склон п.Иркештам (надеялись сделать это вчера, но помешала погода). Выходим в 10.00. От перевала быстро поднимаемся вверх на снежный лоб, здесь гребень поворачивает на запад. В сторону Китая свисают большие карнизы. Идется легко, несмотря на глубокий снег - тропежка местами выше колена. Несколько жандармов преодолеваем в связках, страхуя друг друга через выступ. Проходим вершину 4812, здесь от гребня отходит отрог в западном направлении, сам гребень поворачивает на юго-восток. Гребень, в основном, снежный. Скоро подходим к большому жандарму, перед ним надеваем кошки. Жандарм проходится в связках. По очереди аккуратно страхуем друг друга – лед и скалы чередуются. Едва вторая связка успевает пройти жандарм погода быстро портится – гремит гром, черные тучи затягивают небо. С максимальной скоростью проходим последний жандарм и ставим палатку в маленькой снежной мульде на гребне. Гремит уже не на шутку, снимаем с себя все железо и вместе с кошками и ледорубами складываем в некотором удалении от палатки Это сделано очень вовремя – начинается гроза, сильная метель с ветром. Лагерь поставлен в 14.00. До начала подъема на пик Эркештам около 100 метров простого снежного гребня. До вечера непогода не позволяет нам продолжить движение. Ночью сильнейшая гроза, от молний светло как днем.

01.08. 11 день. Утром очень сильный ветер, метет. Выпало много свежего снега. Выход на п.Эркештам откладываем. Примерно к 11.00 погода устанавливается, но время для восхождения упущено. Рано обедаем и выходим на разведку по гребню под склон пика. При выходе со скал на снежный гребень, от которого начинается подъем на пик, из-под нас сходит огромная снежная доска. Лавина затронула практически весь цирк. Обсуждаем ситуацию и возвращаемся в палатку. На склоне горы видны доски ничем не уступающие сошедшей, т.к. четко выраженного гребня здесь нет. Идти на вершину после такого предупреждения страшновато. Настроение несколько подавленное. К вечеру погода опять портится

02.08. 12 день. Выходим в 9.00 и начинаем спуск сниз к заброске. Дует довольно сильный ветер, видимость плохая – густой туман. В связках обходим жандарм снизу по крутому снежному склону страхуя друг друга через выступы жандарма, затем пересекаем снежный кулуар в верхней части. Под ногами гудит снежная доска. Еще один жандарм также обходим снизу, пересекаем снежный склон и идем прямо вниз по границе маленького осыпного ребрышка. Быстро спускаемся до ледника. Здесь большие закрытые трещины, ведущий передней связки часто проваливается. Идем по правому краю нашей ветви ледника. При слиянии с основной ветвью ледник становится открытым и сильно разорваным. Привал устраиваем на разорванной части ледника, снимаем теплую одежду, т.к. появляется солнце. Ниже зоны трещин ледник становится заморененным. Правее по ходу морена разорвана большими трещинами, мы уходим под склоны в левую часть ледника. Через некоторое время пересекаем ледник обратно к правому карману. Проходим по карману некоторое время, идем по руслу реки и правой террасе над ней. Начинается сильный дождь со снегом. Место нашей заброски уже видно. После привала уходим влево на моренный гребень, по нему спускаемся вниз до открытого льда, переходим ледовую реку; снова по морене обходим ледовые сбросы и разломы и оказываемся у заброски в 15.00 голодные и усталые. Для обеда ставим палатку, т.к. снизу по долине Нуры тянет темные угрожающие тучи. Погода переменная, в основном дождь. Место лагеря очень красиво – рядом небольшое озерцо, в котором отражаются окрестные горы. Желания идти сегодня вверх по леднику ни у кого не возникает.


Траверс пика Заря Востока (6349 3Б).

Траверс Зари Востока несомненно явился ключевым элементом нашего похода. Заря Востока – вторая по значимости и третья по высоте (после Корумды и в.6384) вершина восточного Заалая. При планировании траверса мы располагали единственной фотографией, причем на ней не просматривалось подходящих гребней для подъема на главный хребет с ледника Нура. Спусковой гребень на ледник Вост. Кызылсу был виден отлично, поэтому мршрут был спланирован в двух вариантах: один из них предусматривал прохождение вместо траверса вершины перевала в северном отроге Зари Востока. Существуют следующие варианты выхода на гребень:
1) По гребню вершины 5985.
Этот путь, пожалуй, самый безопасный, гребень ярко выраженный, на нем много мест для ночевок. Недостаток – неоправданная длина и потеря высоты при спуске с вершины на седловину в западном плече.
2)Через седловину в западном плече в.5985.
При подъеме на седловину нужно опасаться лавин и обвалов с южного гребня в.5985. В остальном, путь достаточно безопасен. На наклонных снежных полях перед седловиной гарантирована глубокая тропежка.
3)Через седловину западнее в. 5995 (путь, выбранный нами).
Безусловно, самый короткий и экономичный путь. Весьма реальна опасность схода снежной доски с перевального склона. Под склоном не было ни малейших следов лавин, это и усыпило нашу бдительность.
При подъеме по вершинному гребню основная сложность преодоление трех крутых участков с карнизами, они проходились с попеременной страховкой.
Перевал “Ночной дозор”, на который мы поднялись с севера, может служить для прохождения кольца вокруг “Зари Востока”. При этом придется пройти сложный и интересный перевал в южном отроге вершины.

03.08. 13 день. Выход в 8.30. Жаль уходить с наших чудесных травянистых площадок. Идем по морене на левую ветвь ледника Нура. Первый переход проходит в постоянных подъемах и спусках с моренных гребней. Дальше идется легко, ледник практически ровный, закрыт чехлом мелких желто–серых камней. Еще через 3,5 перехода обедаем под большим камнем. Яркое солнце, но ветрено. Перед нами ясно видна вершина Зари Востока, она все приближается. На леднике появляются открытые участки. Двигаемся вблизи правого края, участок изломанного льда обходим справа, ближе к центру ледника. Здесь связываемся, т.к. появляются закрытые трещины. Решаем ночевать на верхней ступени ледника выше моренного уступа. Вылезаем наверх на уступ по левой стороне морены, в верхней части подъема выходим на снежный склон. Моренный уступ сложен крупными камнями, ровного места для палатки здесь нет. Лагерь ставим на снегу около камней. Ясный вечер. Обсуждаем возможность траверса Зари Востока. Удобный для подъема гребень остался чуть ниже по леднику.

04.08. 14 день. Входим в 8.30. Нам предстоит спуститься немного ниже по правому борту ледника, чтобы выйти на гребень удобный для подъема. От лагеря уходим вправо под склон, сбрасываем по нему немного высоты и за 1 переход по кое-где разорванному леднику подходим под основание гребня. Здесь надеваем кошки и начинаем подниматься вверх короткими серпантинами. Снег, в основном, жесткий фирн; иногда проваливаемся на 20 – 30 см. Крутизна склона порядка 30 0. Привалов почти не делаем. К 13:00 подходим к большому бергшрунду, здесь в тени обедаем. Погода ясная, яркое солнце, очень жарко. Выходим с обеда в 15:00, выходим из-под бергшрунда слево, обходя большую трещину по снежному мосту. Снег раскис под солнцем, проваливаемся по колено. Наверху над нами виден перегиб склона, ледовые сбросы образуют площадку. Очевидно, это удобное место для ночевки. Идем прямо вверх, к 17:30 подходим под сброс. Аккуратно проходим по разлому между ледовыми блоками и вылезаем наверх, на балкон. В 18:00 ставим лагерь. Вечером начинает идти снег, он засыпает только хребет и нас на нем, а над ледником и всей Алайской долиной ясно и солнечно.

05.08. 15 день. Утро ясное. Выходим в 8.30 и за 1 переход поднимаемся на перегиб склона. Открывается панорама всей верхней части цирка. Справа цирк замыкает Заря Востока, слева – в.5985. Прямо над нами возвышается вершина 5995, на ней висят большие ледовые карнизы. Справа и слева от вершины – понижения перевалов. Наш путь лежит на правую, ближнюю к Заре Востока седловину, от которой начинается подъемный гребень на пик. Идем под перевал. Под вершиной 5995 лежат большие конуса лавин и ледовых обвалов, быстро минуем это место и за 2 перехода подходим под перевальный взлет. Все время глубокая тропежка, по колено и выше. Перевальный взлет широкий, в его правой части наверху висят карнизы, на склоне ледовые сбросы и разломы. Начинаем подъем в левой части перевального взлета. В нижней трети склона находится небольшой бергшрунд, довольно быстро поднимаемся до него и там обедаем. Здесь надеваем кошки. От бергшрунда крутизна склона увеличивается до 40 – 450, снег довольно жесткий, но движение по нему ненадежно. Начинаем провешивать веревки, закрепляя их на ледорубе. Проходим 9 веревок вверх, на двух последних снег плохой, явно лавиноопасно, снежная доска и под ней пустота. Еще 2 веревки траверсом вправо и немного вниз выводят нас на гребень. Отсюда по гребню немного проходим до удобной седловины. Время уже 20.00, быстро темнеет. В Китае уже совсем темно. На востоке какая-то совершенно удивительная цветовая гамма. Перевал называем “Ночной дозор” по ассоциации со знаменитым полотном Рембрандта.
Ставим лагерь. На седловине дует очень сильный ветер, от него не защищают даже скалы, под которыми стоит палатка.

06.08. 16 день. Утром ясно, прекрасно виден весь гребень до вершины. Собираемся в палатке – очень сильный ветер, продувает даже пуховки. Выходим в 9.00. Становится ясно, что при таком ветре двигаться невозможно, ветер просто кладет на склон да и поморозиться можно. Немного проходим по гребню и ставим палатку в небольшой снежной яме, где ветер чуть слабее. К 12.00 ветер стихает, быстро собираемся и выходим. Чуть ниже нас во всех долинах тучи, они быстро поднимаются. Через 1 переход по гребню видимость исчезает совершенно. Идет снег. Двигаться нельзя, приходится ставить лагерь. До вечера погода не улучшается.

07.08. 17 день. Утром в долинах низкая облачность. Тучи, как и вчера, быстро поднимаются, видимость пропадает. Мы поднимаемся вдоль гребня, в двух метрах от нас он едва проступает. Надеясь на лучшее, продолжаем двигаться. В 13.00 доходим до поворота гребня. Без видимости идти наверх опасно, снизу мы видели огромные карнизы в вершинной части гребня. Выкапываем небольшую площадку в 30 – градусном склоне, садимся на рюкзаки под полиэтилен и перекусываем. Ясно, что улучшения не будет. Выкапываем площадку под палатку. Снега настолько много, что не составляет труда сделать ровную площадку, несмотря на крутизну склона. Высота около 6100. Момент довольно критический – завтра нам необходимо пройти траверс вершины и начать спуск, т.к. даже "растянутых" продуктов остается только на один день.

08.08. 18 день. Выходим в 8.00, завтрак не варим, делаем только чай. Видимость плохая, однако, двигаться можно. Перед нами три огромный снежных зубца, их мы видели еще снизу. Снег глубокий, по колено и выше. За 1,5 часа мы проходим зубцы, затем выходим по гребню на верх ледовой "нашлепки". Это уже вершинное плато. Отдыхаем. Облака на время растягивает, в просветах далеко внизу видна вся Алайская долина. Вид удивительный, все хватаются за фотоаппараты. После привала идем по плато в сторону вершины, до нее осталось совсем немного. Однако, все снова затягивает облаками, непонятно, куда идти. Приходится подождать. При улучшении видимости за 20 минут доходим до вершины. Восторг захлестывает, наконец-то ! Вершина Зари Востока – снежный купол. Снимаем виды в Китай, в сторону Курумды, Алайской долины и начинаем спуск. Спускаемся по гребню главного хребта на запад, почти сразу надеваем кошки. За 20 минут спускаемся до удобного места, чтобы перекусить. На гребне выходы скал. под ними от гребня отходит снежный купол. Начинается густой снег, ставим в ложбине палатку. Выходим с обеда в 15.00, видимость плохая. Быстро спускаемся почти до седловины в гребне. Наш спусковой гребень где-то выше за ней. Ничего не видно, ждем на рюкзаках. Около 16.30 вдруг чудом облака расходятся. От седловины подъем до развилки гребней занимает 20 минут. Выходим на спусковой гребень, прорубив карниз и аккуратно страхуя друг друга. Спускаемся, видимость быстро падает. Сбрасываем около 500 метров, выбираем безопасное место для лагеря. Здесь гребень чуть поворачивает, над поворотом скалы, так что лавина на нас не сойдет. Выкапываем площадку под палатку в 300 склоне. Это у нас уже легко получается, натренировались. Начинается гроза, на волосах шипят разряды. Сильная метель. Лагерь ставим в 19.00.






09.08. 19 день. Выходим рано, в 8.00. Тем не менее, обмануть погоду нам не удалось. Видимости практически нет. Спускаемся вдоль гребня в густом тумане. Сбрасываем около 300 метров до скального выхода. Здесь наш гребень заканчивается, переходя в разорванный склон с сераками. По скалам вешаем две веревки перил, закрепляя их на выступах. Садимся на рюкзаки, ждем, пока хоть что-нибудь станет видно. Через какое-то время внезапно облака расходятся, открывая нам весь склон. Выбираем оптимальный путь, чтобы не выходить на широкие лавиноопасные склоны. Быстро проходим траверсом от скал налево и идем вниз по линии падения воды, обходя сераки. Ситуация очень лавиноопасная, в нескольких местах под ногами ухает доска. До нижней части склона сбрасываем 600 метров; выходим вниз очень точно – между ледовыми сбросами справа и слева. Под склоном лежат огромные конуса. Из-под склона уходим налево к ледопаду, сверху мы видели в нем проход. Отдыхаем у края ледопада, дальше спускаемся вниз и направо, проходя под ледовыми стенами. Слева, у края осыпного ребра, лед также разорван. При выходе на ровный ледник приходится надеть кошки для 2-х минутного спуска. Наконец, мы внизу. Гора нас отпустила. Перекусываем, время около 12. Дальше, развязавшись, движемся по открытому леднику. Еще с гребня мы заметили красивое озеро внизу, на высокой боковой террасе в правом кармане морены, у слияния ветвей ледника. Путь по леднику до озера занимает у нас 1 час, наконец, мы в райском месте – зеленая трава, цветы. Удивительный оазис – ведь под нами морена лежит прямо на льду. Быстро идем за заброской, начинается сильный дождь, к вечеру переходящий в густой снег. Однако, это не омрачает радости от "обжорного" обеда и ужина.


Перевал “Четырех ледопадов”, перевал Александра Зотова (3Б, 6015).

Перевал Александра Зотова расположен в главном хребте между пиком ТуркВо (6243) и пиком Чорку (6283). Подъем проходит по неявно выраженному снежному ребру с платообразной седловины перевала “Четырех Ледопадов”. При подъеме повсеместно тяжелая тропежка, при выходе на перевальный гребень – 200 метров перил по ненадежному снежному склону. При сквозном прохождении перевала можно ожидать ледопад на спуске, но, по-видимому, не очень сложный.
При подъеме на перевал “Четырех ледопадов” (3А, 5500), как явствует из названия, данного нами необходимо преодолеть четыре ледопада. Первый из них проходится в правой, по ходу движения, части, при этом иногда лазание по недлинным (10 – 15 метров) склонам, крутизной около 700.
Второй ледопад целесообразнее обойти по ледовому галстуку (350 метров перил).
Третий и четвертый ледопады имеют чисто “декоративное” значение и легко проходятся. Все разломы засыпаны глубоким снегом.
Спуск с перевала - длинный и крутой ледово-снежный склон.

10.08. 20 день. Утром погода чудесная, ясно, но очень холодно. Снег засыпал все вершины, ледник, долину. Вся в белом даже Алайская долина и массивы Алайского хребта. Снег долго не тает. Отдыхаем, сушим вещи на ярком солнце. Выходим в 15.00 после обеда. Поднимаемся по заморененному леднику мимо ребра п.Корумды. Впереди, выше по леднику видны 2 ледопада. Отчетливо видны перевал Предвершинный и в.5368. Ледник неровный, постоянно поднимаемся и спускаемся по моренным гребням и холмам. За 4 перехода подходим почти под ледопад и ставим лагерь на каменистой площадке. Камни лежат на льду. Ночь лунная, ясно и холодно.

11.08. 21 день. Выходим в 8.30. Яркое солнце скоро освещает левый борт ледника у нашего лагеря. Начинаем подниматься по ледовому склону у края ледника, здесь приходится надеть кошки. За 1,5 перехода от места ночлега подходим к нижнему ледопаду. Начинаем подниматься в его правой (ор.) части, серпантином уходим сначала налево над большим сераком, затем направо над ним. В верхней части ледопада приходится спуститься на дно генерального разлома, засыпанного ледовыми обломками. По разлому уходим вправо и вылезаем наверх по крутому ледовому склону. Прохождение ледопада в связках заняло 3 часа. Впереди видна грандиозная ступень второго ледопада. Подходим ближе, обедаем на слегка разорванном леднике. Внимательно рассматриваем ледопад : очевидного прохода по нему не заметно, везде отвесные и даже отрицательные стенки. Справа от ледопада есть путь обхода из правого по ходу цирка по ледовому галстуку, он выводит наверх, к правому борту ледопада, на снежные поля, немного смущает скальная пробка в нижней части галстука. Колеблемся – пройти ледопад интересно, но он сложный, а нам нужно экономить время, да и неочевидна логичность такого пути. Решаем обойти ледопад по галстуку. Для входа в цирк нужно подняться на 100-150 метров по некрутому ледовому склону, слегка присыпанному моренной крошкой. За 1 переход от обеда поднимаемся под склон, а затем по нему под скальную пробку. Под пробку поднимаемся по снежному конусу, в нижней его части надеваем кошки, пересекая засыпанный бергшрунд. На скальной пробке по узкой ледовой полосе течет бурный ручей. 1-я связка провешивает здесь веревку, 2-я связка без проблем проходит справа по сильно разрушенным скалам и оказывается выше пробки. Время 16.00. Выше склон ледовый, крутизна порядка 40 – 450. Начинаем провешивать веревки. Семь ледовых веревок выводят нас на верхнюю террасу. Здесь много снега. Быстро холодает. Немного отходим от края склона и ставим лагерь в 19.30.

12.08. 22 день. Выходим в 8.30 и начинаем двигаться по верхним полям ледника. Снег пока подморожен и хорошо держит. За 2 перехода подходим к невысокой ступени ледопада. Легко проходим его в правой части: идем серпантином налево в обход большого серака, затем направо. Снега в ледопаде очень много, тропежка ощутимо выше колена выше колена. Вылезаем наверх, впереди видна следующая ступень ледопада. Под нее подходим еще за 2 перехода. Очень жарко, мы в самом центре громадного вогнутого зеркала снегов. Идется тяжело. Стараемся найти тень для того, чтобы пообедать. Садимся на рюкзаки под маленьким сераком, здесь приятная прохлада. Выходим с обеда в 14.30. Ледопад проходится зигзагом в правой (ор.) части – сначала проходим налево в обход сераков, затем за них направо. Проход ледопада занимает 30 минут. После ледопада до перевала остается совсем немного, саму седловину пока не видно, она скрыта за поворотом склона. За 1,5 перехода выходим на перевал. Время около 16.00. Седловина очень широкая, снежная. Погода быстро портится, наверху все затянуто облаками. Пик ТуркВо (6243) уже в густом тумане, а пик Пограничник еще виден. Решаем сегодня не подниматься вверх по гребню на главный хребет, т.к. на гребне нет видимых безопасных мест для ночевки. Ставим лагерь в 17.00 . Пока есть время, складываем тур на маленькой осыпной площадке в северной части большого перевального плато. Удается частично просмотреть путь спуска на ледник Правый Кичкесу, он довольно впечатляющий. Называем перевал "Четырех ледопадов" (3А, 5400).

13.08. 23 день. Выходим в 8.30, начинаем подъем по гребню на главный хребет. Крутизна снежного склона 30 – 350, идется очень тяжело, в нижней части склона тропежка ощутимо выше колена. Через какое-то время снега становится немного меньше, приходится надеть кошки, тонкий слой нового снега не держится на плотном старом. В одном месте при преодолении засыпанного бергшрунда ведущему приходиться рыть траншею метровой глубины. Видимость небольшая, но пока что в разрывах облаков высматривается путь наверх . За 3,5 перехода выходим чуть налево на небольшую ровную площадку над сераком. До седловины основного гребня остается совсем немного. Пока мы отдыхаем, начинает валить густой снег, совершенно не видно, куда подниматься дальше. Решаем пообедать, не торопимся, ясно, что мы при любой погоде скоро сможем подняться на седловину. Действительно, после обеда, сориентировавшись во время небольшого просвета, начинаем движение. Снег очень плохой – тонкая снежная доска лежит на жестком фирне и крошится под ногами. От места обеда вешаем 4 веревки, закрепляя их на ледорубе. Полтора часа и мы на перевале. На платообразной седловине ставим лагерь, т.к. дальше у нас запланировано радиальное восхождение на в.6283. Перевал называем именем Александра Зотова, туриста и горнолыжника. Перевал классическая “тройка Б” Заалайского хребта, такая же (или чуть сложнее) как и Советской Латвии, Кызыл-Агын и т.п. Готовимся выйти в сторону вершины 6283 в 16.00, однако, отсутствие видимости не дает нам это сделать. Идет густой снег. Начинает довольно сильно задувать. Решаем идти на вершину завтра, а сегодня начать отмечать день рождения нашей участницы.


Пик Чорку (6283).

Пик Чорку (Четыре стороны – тадж.) возвышается скальной пирамидой над главным хребтом примерно на 300 метров. Восхождение на него с пер. Александра Зотова не представляет никаких сложностей и занимает около часа. Вершинная башня очень красива, а с перевала открывается замечательный вид на наш и на Китайский Памир, на озеро Каракуль и Восточно- памирское нагорье.

14.08. 24 день. С утра сильнейший ветер с поземкой и метелью. Выходим в 11.15. Выход поздний – мы ждали погоды и не торопились. Идем налегке, бухты веревки надеты через плечо; с собой только кошки. В 100 метрах от лагеря складываем перевальный тур на осыпном островке. Гребень, по которому мы поднимаемся, снежный с пятнами осыпи. У в.6283 есть предвершина, снизу мы принимаем ее за основную вершину. Взгляд вверх сильно искажает масштаб, сама вершина снизу кажется недостижимым скальным монстром, нависающим над всем склоном, до которого никак не меньше 500 метров по вертикали. За 1 час от лагеря мы доходим до предвершины, а с нее поднимаемся наверх за 30 минут, так что наши страхи оказываются ложными. Подъем с предвершины проходит по левой части склона, мы обходим скалы слева и вылезаем на снежный гребень. По гребню быстро доходим до высшей точки. Нашей радости нет предела.
Сверху видно весь Памир – вдали синеет озеро Каракуль, наперебой показываем друг другу пики Корженевской, Ленина, Коммунизма, вершины китайского Памира.
Складываем тур на скалах, вершину решено назвать Чорку – четыре стороны. Едим шоколад, фотографируем, оставляем записку в туре, - и бегом вниз, в лагерь. При спуске со снежного гребня приходится надеть кошки, чтобы спуститься на предвершину. До палатки спускаемся за 40 минут. Здесь обедаем и начинаем спуск на юг, на ветвь ледника Корумды. От лагеря за 15 минут спускаемся до низшей точки седловины в восточном плече ТуркВо, здесь надеваем кошки и идем в связках с большим интервалом. Первая связка подает второй визуальные сигналы для начала движения. В верхней части склона лежит снежная доска. Руководитель выбирает наиболее безопасный путь – вниз направо на большой бергшрунд (это примерно половина склона), по нему налево, обходя большой сброс, а затем вниз – направо под сброс. Уходим под сброс, чтобы не выходить на лавинный лоток. Вся группа собирается внизу через 40 минут. Оборачиваемся назад, рассматривая склон, где только что спустились. Видно, что при неудачном выборе пути мы не смогли бы обойтись без провешивания перил. Радуемся нашей удаче. Еще немного вниз по леднику, - и мы ставим лагерь на середине ледника напротив поворота на перевал Маркансу. Под склоном пика ТуркВо следы мощных ледовых обвалов. Совсем близко пик Маркансу – единственная вершина, маршрут на которую есть в сборнике (восхождение 1932 года). Время 18.00.







Перевал Маркансу (3А 5800).

Перевал Маркансу расположен в Южном отроге пика ТуркВо, между пиками ТуркВо и Маркансу (6010). Перевал снежно-ледовый, западный склон довольно длинный и крутой, и требует навески перил. С перевала легко взойти на пики Маркансу и Туркво. В нашей ситуации наверно легче и логичнее было заменить прохождение перевала траверсом пика ТуркВо, но нам было интересно пройти через плато южных притоков ледника Корумды и просмотреть начала ледопадов, ведущих на ледник Корумды.

15.08. 25 день . Утро ясное, выходим в 8.30. За 2 перехода по ровным полям ледника подходим под перевальный взлет. Набор на перевал составляет порядка 300 метров, крутизна от 30 до 450. Под склоном надеваем кошки и начинаем подъем. Подходим под бергшрунд, расположенный в нижней части склона. Мосты через трещину все ажурные, лед со звоном обваливается под кошками. Приходится уйти влево, обходя трещину, затем над ней пройти направо. Над бергшрундом склон более крутой (450), провешиваем вверх 2 веревки. Немного выше склон выполаживается до 400, в глубоком снегу пробиваем тропу прямо вверх, но ступени ненадежные – часто уезжают под ногами, поэтому способ страховки не меняем – еще одна веревка перил. В 13.00 выходим на перевал. Седловина широкая, снежная. Все небо ясное, вдали небольшие облака. Справа от нас возвышается п.ТуркВо, слева гребень уводит к п.Маркансу. Впереди открывается удивительный вид на весь Памир. Пора обедать, отдыхаем и много фотографируем. Двое уходят складывать тур на осыпь в сторону п.Маркансу (примерно 400 метров от низшей точки седловины). Начинаем спуск. При выходе на склон надеваем кошки. Сверху сразу начинаем провешивать перила. Первая веревка крепится на ледобуре, остальные 4 – на ледорубе, последний спускается лицом к склону на три такта, с нижней страховкой. Под нами видны сбросы, выводящие к большому бергшрунду. Траверсируем склон вправо, видно, что в правой часть бергшрунд закрывается. К этому мосту кидаем вниз еще 2 веревки (закреплены на ледорубе). Последняя веревка по мосту через бергшрунд. От моста спускаемся прямо вниз по простому снежному склону. В 18.00 мы внизу, сброс с перевала составил 400 метров. Наверху цирк нашей ветви ледника замыкается седловиной в главном хребте, с которой начинается траверс в.5917. Чуть ниже по леднику в боковом хребте виден интересный скальный перевал (2Б – 3А), который выводит на следующую к западу ветвь ледника Корумды в обход ледопадов. Он может служить хорошей альтернативой траверсу 5917. Завтра, в случае плохой погоды, мы пойдем этим перевалом. Сейчас мы отходим от склонов и ставим лагерь на середине цирка.


Траверс пика 5917 (3А).

Траверс пика 5917 планировался нами как достаточно серьезное препятствие, однако в действительности оказалось, что сам траверс не представляет никакой технической сложности. Некоторые трудности при спуске главного хребта на ледник Левый Кичкесу по длинному и крутому снежно-ледовому склону.
Мы не давали ни вершине, ни перевалу названия, поскольку в этом случае мы не были первопроходцами; за несколько минут до нас на вершину с запада поднялись два лидера немецкой группы
.

16.08. 26 день. Утром погода хорошая, значит, нам предстоит траверс. Выходим в 8.30, солнце пока не осветило место нашего лагеря, очень холодно. За 1 переход подходим под склон седловины главного хребта. Решаем подниматься не на самую низшую точку, а чуть западнее, т.к. оттуда путь по гребню будет короче. Надев кошки, преодолеваем нетрудный засыпанный бергшрунд и за 20 минут оказываемся на седловине. Здесь дует сильный ветер, одеваемся потеплее и начинаем подъем по широкому гребню главного хребта к вершине. Подъем кажется бесконечным – бесчисленные перегибы склона каждый раз создают обманчивое впечатление близости вершины; это выматывает последние силы. Тем не менее, за 1 час доходим до вершины. Первая связка, поднявшись, с изумлением обнаруживает там людей. Это немецкие альпинисты, недавно заехавшие в район. Вторая связка подходит через 10 минут. Снимаем виды Памира с вершины, делаем коллективный снимок с немцами. С вершины отчетливо просматриваются все три памирских семитысячника, видно озеро Каракуль. Пожалуй, это самый лучший вид Памира, открывшийся перед нами.

Дальше нам только вниз. Быстро спускаемся по гребню на запад, гребень снежно-ледовый, с южной стороны на нем есть выходы осыпи. При спуске встречаем с трудом ползущих вверх немцев. Спустившись с вершины, собираемся на маленькой седловине между в.5917 и в.5505. Этот перевал может иметь самостоятельное значение, и соединяет лед.Правый Кичкесу с ветвью лед.Корумды. В.5505, невысоко поднимающаяся над гребнем, является местом развилки главного хребта и гребня северного отрога, который ведет к в.5408. Мы сворачиваем на северный гребень и быстро спускаемся к перевалу 51. Снег раскис, ноги глубоко проваливаются, кошки на широком гребне только мешают. Спуск с вершины 5917 до перевала 51 (5200) занял около 40 минут. На перевале стоят палатки немцев, скоро и они сами спускаются с вершины. Едим шоколадку, общаемся с немцами, обмениваясь полезной информацией. Перевал представляет собой естественный балкон, с которого открывается удивительный по красоте вид на п.Пограничников. Яркое солнце, горы напоследок дарят нам чудесную погоду. Спускаться начинаем в 14.00. Сначала с седловины уходим вниз – направо на скальный мыс. Снег сильно раскисший - кидаем вниз до мыса 4 веревки Справа от мыса внизу видна скальная пробка, поэтому уходим влево на склон. Здесь из-под ног ведущего уходят небольшие лавинки, которые потом внизу образуют внушительный конус. Снег плохой, лежит на близком льду. Не держат ни ботинки, ни кошки, которые сразу же залипают раскисшим снегом. Идти без перил совершенно не хочется. Вдобавок ко всему, бур не держит. Лед оказывается непрочным, с пустотами. Вешаем три веревки прямо вниз, закрепляя их на ледорубах. Последний аккуратно спускается в кошках на три такта. Последняя веревка через бергшрунд, при спуске идущий первым проваливается по пояс, но быстро вылезает. Дальше можно идти без веревок. Связывемся и идем вниз по крутым лавинным конусам. Уходим влево, обходя ледовые сбросы и разломы. Наконец, мы внизу. Ледник быстро становится открытым, по нему текут бурные ручьи. У правого кармана ледника видны чудесные моренные площадки, ставим здесь лагерь в 16.00. Мы еще не обедали, погода прекрасная, спускаться сегодня в долину не имеет большого смысла. Наконец-то можно раскидать все вещи на солнце и расслабиться. Это непередаваемое удовольствие после долгого похода в снегах. Перевал, где мы только что спустились, смотрится очень внушительно. С него не меньше 500 метров сброса. Делаем несколько последних кадров – впереди сияет красавец – п.Пограничник. Он великолепно смотрится при любом освещении. Чувство окончания похода – впереди только выход по долине вниз, а затем в Сарыташ.


Спуск в Сарыташ.

17.08. 27 день. Утром ясно, но очень холодно, солнце долго не выходит из-за склона. Собираемся, выходим в 9.00. Спускаемся по морене вдоль правого кармана ледника. У поворота ледника направо, на север, перед нами крутой конгломератный склон. Спускаемся аккуратно, стараясь не спускать камни друг на друга. Дальше поворачиваем направо, в карман. Камни в ручье еще покрыты коркой льда, очень скользко. Делаем большой привал, снимаем теплую одежду, хотя зря – с Алайской долины тянет ледяной ветер. Проходим большую "сковороду", затем, придерживаясь правого кармана, доходим до первой площадки с зеленой густой травой. В этом месте в ледник впадает ручей правого притока. Здесь морена кончается. Ниже долина сужается, река устремляется вниз по узкой, V-образной долине. Падение реки здесь довольно значительное – на протяжении 3 км река сбрасывает около 600 м высоты. Справа поток зажат крутым склоном, слева подходит высокий моренный гребень с ледника п.Пограничников. Идем по правому берегу сначала у воды, затем поднимаемся по крупным камням и переваливаем на широкое травянистое плечо. Река под нами входит в узкий скальный каньон. Это очень красивое зрелище. Наше плечо выводит к мощному потоку с лед.Правый Кичкесу. Спускаемся к стрелке рек и бродим речку, по которой мы спускались. Проблем это не вызывает. Каньон великолепно смотрится снизу – красные скальные ворота. На левом берегу находим чистый ручей и обедаем. К сожалению, погода портится. Небо затягивает густыми тучами, начинает накрапывать дождь. Дальше вниз река образует широкую плоскую "сковороду", быстро идем по ней. На прощание оглядываемся на горы – проглядывается перевал "4 ледопадов" , пер. А.Зотова, вершины Чорку, ТуркВо, красавцы – пики 5408 и Пограничников. Мы вылезаем на террасу левого борта и проходим по ней 500 метров до следующей на запад долины. Эта река стекает с лед.Пограничников. После недолгих размышлений начинаем бродить. Поток мощный, стенку из 4-х человек начинает приподнимать в середине, но тут Данила резким движением выбирается на более мелкое место и мы благополучно выходим на берег. Долина широкая, пересекаем многочисленные мелкие протоки и выходим на террасу левого берега. Здесь глазам предстает странное и дикое зрелище – посреди густой травы бывшего коша, на фоне туч и помрачневших гор высится одинокий тандур. Это загадочно, ведь киргизы тандуров на летовках не строят. Позже выяснилось, что здесь некоторое время жили узбеки, арендовавшие у Киргизстана земли под пастбища. От коша начинается дорога, ведущая на север. Видимо, она выведет нас в Сарыташ. Проходим по ней некоторое время, затем сворачиваем обратно к реке, чтобы поставить лагерь у воды. Других источников воды здесь нет, все мелкие русла ручьев сухие. Ставим лагерь в 20.00. Начинает идти снег и засыпает всю траву, цветы, всю Алайскую долину.

18.08. 28 день. Выходим в 8.00. Кругом снег. Возвращаемся на дорогу, идем по ней в сторону поселка, который отчетливо виден на другой стороне долины. Дорога выходит на шоссе Ош – Хорог у моста через Кызылсу, по шоссе доходим до заставы, где ждем попутку в Ош. На заставе мы в 16.00. Погода весь день переменчивая, из небольших облаков то и дело накрапывает дождь. Через 30 минут нас подбирает военная машина, на которой мы поздно ночью прибываем в Ош.





[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2000


Экстремальный портал VVV.RU