[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]


А.А.Лебедев

Питание в горных походах

Вымпелком на Памире

Маёвская вершина

Медвежий

Почему мы уходим в горы

Страшная правда высоких категорий

Печальный символ разрушенной империи

О композиции горных маршрутов

Напутствие начинающим руководителям



Идеология успеха

В рассказе "Маёвская вершина" я выдвинул тезис о том, что проблема прохождения "Памирского марафона-99" не является физической, но является интеллектуальной и духовной". Один из бывалых путешественников сказал, что догадывается, какой смысл я вкладываю в эти слова. И для проверки попросил меня высказать мою собственную трактовку.

Начнем с того, что пройденный маршрут позволяет несколько раз вымотать даже самого сильного и тренированного спортсмена. Поэтому силой его не пройдешь. Так в чем же секрет? Секретов много. Сформулировать их не так просто, так как подобные формулировки рождаются в результате анализа часто не осознанных, но инстинктивно найденных абсолютно правильных действий. И все же попытаемся это сделать. Нашим лозунгом будет компенсация ограниченности физических возможностей за счёт совершенства процессов управления на всех уровнях сложной иерархической системы "люди в горах".

Первое. Необходимо ввести и строго соблюдать очень важное ограничение: прохождение подобного маршрута следует превратить в "обыденную жизнь" в горах. Следует исключить или хотя бы свести к минимуму любые "преодоления", напряжения или надрывы. Каждое напряжение оставляет последствия, которые склонны накапливаться. Чтобы жить на большой высоте "обыденной жизнью" надо иметь определенный запас физических сил, отменное здоровье, но главное - привычку и опыт. Тогда дежурства не раздражают, а проходят легко и быстро. Непогода и холод не портят настроения. Путешественнику всегда тепло и сухо, а вечерняя усталость переводится в разряд приятной усталости после лыжной прогулки.

Очень многое зависит от руководителя. Чтобы исключить всякого рода перенапряжения, планирование дневных переходов, а также серий из дневных переходов обязано быть совершенным. Для этого, кроме интуиции, существует множество приемов: от многократного переживания похода на прогулках с сыном по Москве, до применения регрессионного анализа с целью прогнозирования временных затрат на отдельных участках пути. При исполнении плана никогда не следует "упираться рогом". Исполнение должно быть гибким, и эта гибкость призвана компенсировать не только ошибки планирования, но и последствия непредсказуемого развития процессов в сложной иерархической системе "люди в горах".

Второе. Руководитель обязан сознавать, что его реализацией в походе и предметом гордости является его искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим он отличаетесь от участников, каждый из которых решает свою индивидуальную задачу. Фундаментом этого искусства являются: знание гор, знание людей, умение предсказать развитие процессов и умение предвидеть случайные события, запускающие эти процессы. Все это приходит с опытом, однако, скорость обучения зависит от ума руководителя и его наблюдательности. Типичная ошибка заключается в повышенном внимании ко второй компоненте системы "люди в горах" (к рельефу, погоде) при забвении первой - людей. Руководитель обязан видеть своих участников, читать в их глазах, не надеяться, что все необходимое будет произнесено вслух. Тогда он сохранит группу, а группа пройдет то, что она может объективно пройти.

Третье. Все, что говорилось о руководителе, остается справедливым и для участников, каждый из которых обязан сознавать себя руководителем в подсистеме "тело и дух в горах". В частности, с опытом к участнику приходит понимание того, что необходимо постоянно прислушиваться к своему организму, анализируя его реакции на изменения во внешней среде. Более того, необходимо правильно интерпретировать полученные от организма сигналы. Как только ни "колдовали" мои участники перед сном: запихивали "звездочку" в нос, закладывали за щеку лук. Что это - мнительность? Нет, это найденные индивидуальные меры профилактики простудных заболеваний. В целом такое поведение обеспечивается наблюдательностью, сосредоточенностью и самоорганизованностью и при реализации требует воли и опыта. Когда моя молодежная команда в первый раз выехала на Памир, чем только не болели ее участники. В этом - третьем по счету памирском походе, начиная с восьмого дня, из аптечки разбирались только крем от солнечных ожогов и вьетнамская мазь "звездочка". Исключение составили заболевания кишечника у двоих участников на леднике Дзержинского после потребления сырой застойной воды из озера в его правом кармане.

Пример. Я не считаю справедливой установку веса рюкзаков в зависимости от веса участников. Дело в том, что кровеносно-сосудистая система развивается не пропорционально размеру тела. Следовательно, тяжелые участники с тяжелыми рюкзаками будут испытывать непомерно большие нагрузки. Поэтому я придерживаюсь наиболее распространенной системы - раздачи по участникам равного веса. Конечно, и эта система далека от совершенства. И я уверен, что самому легкому участнику нашей команды Петру Рыкалову было особенно тяжело. Однако он нашел для себя механизм компенсации. Он единственный из команды, кто систематически спал после обеда в течение всего похода. Это не было проявлением чрезмерной усталости, но это было проявлением мудрости и самоорганизованности.

Следующим шагом постижения системы "тело и дух в горах" является приобретение навыков управления физиологией своего организма. Это означает, что каждый участник обязан стать чуточку йогом. Умение вовремя включить на уровне физиологии механизмы адаптации, и в нужный момент активизировать обмен веществ позволяет гораздо эффективнее воспользоваться ограниченными ресурсами физической силы и здоровья.

Четвёртое. Поход это кульминация сложного процесса, самая длительная часть которого проходит в Москве. К сожалению, я не умею готовить экстремальные походы, не манипулируя сознанием участников. Необходимо как можно раньше консолидировать группу вокруг идеи будущего маршрута. Лучше всего это сделать не позднее октября. Мой метод таков: под видом двух еженедельных тренировок по общефизической подготовке, я получаю систематический доступ к мозгам участников. Это позволяет мне заражать их своим фанатизмом и, тем самым, поддерживать у них постоянное эмоциональное напряжение. Идеально, если участники, как и я, многократно переживают весь поход день за днем. За год они успевают вложить в поход так много времени и сил, что неучастие в нем воспринимается как трагедия. Один из участников перед походом вдрызг разругался с директором своего предприятия, где он получает немалые деньги. И, всё же, он ушел в поход, несмотря на угрозу увольнения. Лично я целый год намеренно не устраивался на работу, обрекая себя и свою семью на материальные трудности. Но иначе я просто не мог качественно готовиться к такому походу. В результате подготовка к походу проводилась с любовью. Только так можно нащупать нестандартные и абсолютно правильные решения. С любовью планировались: раскладка, витаминно-солевой комплекс и примусное хозяйство.

Группа состояла только из участников памирского похода 1998 года. Пятеро из них прошли памирский поход в 1997 году. Мы намеренно не брали никого, кто не участвовал бы в наших походах. Мы даже уклонились от включения в группу одного очень известного и выдающегося спортсмена, который только своим присутствием оказал бы нам великую честь. Всё это делалось для того, чтобы обеспечить в группе хороший психологический климат. Все были прогнозируемы. Все гадости, которые могли полезть из переутомлённого и неконтролирующего себя участника, были наперёд известны и заранее прощены. В результате люди не утомляли друг друга в изнурительном и очень длительном походе. От этого группа становилась сильнее, гораздо сильнее аналогичной группы с одним очень сильным, но незнакомым всем остальным участником.

Ну, вот и всё. Главное из того, что оформляется в слова, я, кажется, рассказал. Если читатель сочтёт всё это тривиальным и не объясняющим наш успех, то мне остаётся только сослаться на тонкое искусство, колдовство и божью помощь.


01.10.1999

















[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2000