[начало][навигация][ссылки]
[Диагональный МИР]
[Диагональный МИР]

Константин
Бекетов



Лоция реки Колос.

Общее описание.

Река Колос берёт своё начало из небольшого озера Колосъярви, расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви. Урез воды в озере 201 м над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулемаярви - 67 км.
От истока р.Колос типичная равнинная река с уклоном 0.2 - 0.3 м/км, шириной от 1.5 до 5 м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км часто пропадает под плавучими островками болотной растительности и, кроме того, проходит через большое количество завалов, бобровых плотин и тому подобных неприятностей. В среднем течении, после впадения левого притока р.Витсаоя, уклон Колоса резко возрастает, плёсы практически отсутствуют. Встречается большое количество шивер, порогов, следующих один за другим. Уклон составляет 3-5 м/км. Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный". Во время паводка расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15 м/сек., уклон до 20 м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с заходной шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.
После каньона река проходит ещё несколько сложных шивер и порогов, в том числе пор.Карманный (3-4 к.сл.), и впадает в Тулемаярви возле пос.Колатсельга.
Подъезды к началу маршрута - по железнодорожной ветке Петербург-Костомукша до станций Лоймола или Пиитсйоки, далее попутным автотранспортом.

Лоция р.Колос.
(Использованы материалы групп под руководством И.Н.Кошица и Лазебы А.В.)

На первых километрах от оз.Колосъярви река течёт через завалы, бобровые плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева небольшое озеро, затем неотчётливо выраженная река поворачивает направо, и через 0.5 км русло начинает прослеживаться яснее и сильно петляет. Много завалов. Через 1 км небольшой овальный разлив. Посередине разлива - высокий каменный остров, с которого можно определить выход реки из разлива - он за островом (при входе в разлив курс на остров).
На первых километрах река течёт через завалы, бобровые плотины, болота. Далее река снова петляет. Встречаются завалы из брёвен. Много бобриных хаток. Такой характер река сохраняет примерно 1 км. Затем за правым поворотом слабая шивера 200 м. Через 1 час движения по извилистым плёсам с завалами снова слабые шиверы, за ними мост. Некоторые шиверы имеют собственные названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую воду может потребоваться проводка судов. По берегам - следы боёв Второй Мировой; окопы, колючая проволока... Под мостом слабое течение. Затем в течении часа плёсы, слабые шиверы и завалы. Стоянка возможна на левом берегу небольшого разлива, где имеется сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.
Ниже по берегам появляются моренные гряды. Слева впадает р.Витсаоя, вдвое увеличивающая водоносность Колоса. Количество и протяжённость шивер увеличиваются. Слева п/х показывается озеро Раялампи с высоким правым берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку за ним. Через 20 минут сплава порог Мельничный. По берегам остатки старой мельницы. Перед порогом небольшой слив, плёс 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5 м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.
Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20 м по прав. берегу. Сразу за мостом автодороги уклон реки увеличивается до 3-5 м/км, начинаются Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки. Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.
Далее на реке порог Горн, начинающийся сужением русла между каменными выступами берегов. Состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив с перепадом высоты 1 м, за ним мощный вал; далее 40 м быстротока и вторая ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у левого берега каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.
Ниже порога Горн короткие плёсы чередуются с перекатами. Через 20 минут сплава порог Лосёнок. Начинается характерным сужением русла, в котором короткий слив. В русле и по берегам - камни. Проход ближе к левому берегу, минуя бочки и валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу полуразрушенный бревенчатый дом. За правым поворотом видны остатки узкоколейки на левом берегу. Ниже две шиверы длиной 60 и 80 м, разделённые коротким плёсом. После примерно километрового плёса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая вход в каньон Водопадный.
каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам) зрелище. Просмотр правым берегом, мешает бурелом. Длина препятствия 400 м. В шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае переворота аварийное судно будет втянуто в каньон Водопадный. После прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.
Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки Колос. В большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам) зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяжённость каньона 600-800 м с шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и третий. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м. При большой воде часть потока после второго слива устремляется в карман правого берега непосредственно перед третьим сливом. В паводок высота третьего слива составляет до 3 метровОсобую опасность создают поваленные по берегам, полузатопленные деревья. В паводок высота первого и третьего слива составляет до 3 м; весь каньон может быть пройден опытным экипажем на катамаране. Предполагаемая категорийность - 5-6. В среднюю воду возможно прохождение 4, 5 и 6 сливов, эта связка будет элементом 4-5 к.сл. для байдарки.
Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнён буреломом и выходами скал. В случае сплава по второй части каньона длина волока около 200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.
В среднюю воду возможно прохождение второй части каньона Ниже каньона мелкая шивера, после шиверы остров, делящий реку на два рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее три шиверы, разделённые короткими плёсами, за ними озеро, на выходе порог Сиплый - короткий слив с валом (в створе бывшей мельницы). Проход по основной струе. Далее длинный плёс, шивера 200 м, приток справа, шивера 400 м, шивера 50 м. Затем порог с островом: левый рукав уже, но меньше камней; правый шире, но мельче. после острова река поворачивает плавно направо. Ниже две шиверы по 60 м, разделённые коротким плёсом. Далее на протяжении 1.5 часов сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров), а за ними начало каньона Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная, суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.
После шиверы река поворачивает влево на 80 градусов, образуя прижим к скале. в прижиме камни и брёвна, торчащие поперёк реки на три четверти её ширины. Под ними проход высотой 1 м (при среднем паводковом уровне). После поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м, иногда это препятствие отдельно именуют "шивера Парадная". В середине сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким островком. На правом берегу хорошая стоянка.
Карман, давший название всему второму каньону. Берега в каньоне высотой 10-15 м, правый скалистый, левый более пологий. В скале правого берега на повороте расположен "карман", давший название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок в карман затянуло две байдарки, причём все ушли под скалу полностью. Внутри скалы в кармане оказался грот, который дал возможность дышать его "посетителям". Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую - только через сутки (!).
От выхода из каньона Карманный до впадения р.Колос в Тулемаярви остаётся 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В устье - автомобильный мост.

фото из архива Александра Северина фотографии из архива Александра Северина:

фото из архива Александра Северина фото из архива Александра Северина


















[начало][навигация][ссылки]

Copyright © группа TAG, 2000

Экстремальный портал VVV.RU